Что такое совокупность нравственных правил. Нравственность – это понятие, которое является синонимом морали. Мораль – это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных обществом. Возможно, значение морали преувеличено

Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.

Благодаря сложившейся традиции неукоснительного соблюдения моральных устоев, мораль приобретает нормативно-регулятивную функцию, как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с обществом.

Таким образом, в морали аккумулируются правила поведения людей , а также их обязанности по отношению друг к другу и к обществу,не продиктованные законодательными нормами, а соответствующие коллективно принятым духовным устоям.

В моральных нормах отражены такиеобщечеловеческие нравственные ценности и принципы, как добро, гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д. Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.

Мораль,следовательно, в каком-то смыслеявляетсясвоеобразным вневременным и внеисторическим кодексом поведения людей, неким всеобщим идеалом их отношений,некоей абстрактной целью, к которой должно стремиться общество.

А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике. Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике. Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.

Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой.Этика – это наука о морали. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:

1. Эмоциональное начало . Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.

По большей части это различного рода моральные оценки и переживания окружающего мира , представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.

2. Интеллектуальное начало . Это начало нравственного сознания представлено в виде различных форм осмысления моральных норм , принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д., а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.

Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.

Таким образом, нормы морали опираются:

– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),

«Духовное воспитание» - Кружковая. Познай мир и себя! Нравственные нормы и правила. Акции. Духовно-нравственное воспитание - одна из линий развития дошкольника. Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям! Игры. 1 страница – информационная: Детская проектная деятельность. Что посоветуете таким родителям? Патриот. Понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Причины появления искусства: Магическая. Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Искусство и духовная жизнь. Основные черты. Игровая. Особенности искусства. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Истоком искусства стал труд. 5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет».

«Духовное пение» - Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения. Мне хочется верить, что есть будущая жизнь». Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.). Образцами для 1 – 3 песней канона послужили: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст. Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:

«Духовная культура» - Дух «командует» душой! Материальные ценности - ? Духовная культура. Почему религия одна из форм культуры? Как понимать утверждение «приоритет образования»? Внутренний мир человека: тело, душа, дух. Духовные ценности – ? Чем отличается знание от научного знания? Что относится к духовным ценностям? Самопознание – изучение, исследование человеком самого себя.

«Мораль тест» - Человечность Гуманизм Мораль Нравственность. 4. Выберите правильный ответ. Тесты по обществознанию для 8 класса. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность».

«Духовная жизнь человека» - «Я не поступлю так. Что такое предпринимательство? Духовная сфера – одна из подсистем общества. Что означает человеческое достоинство? Пример. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Какие права принадлежат собственнику? 1. Право человека на духовную свободу. Назовите виды имущественных отношений.

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ

Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.

Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения .

Настоящий водитель вежлив и предупредителен - он не будет крутить пальцем у виска и, открыв окно, выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехо-да ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, не-доброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отно-шение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.

Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятель-ствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» по-вышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» лю-бой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется не-достаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может по-мешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не при-водило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважи-тельного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.

Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве ситуации от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пе-шеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то скольких трагедий удалось бы избежать!

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однознач-ному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют снижение числа жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода - часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелатель-ного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Этика складывается из следующих нравственных отношений:

— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;

— предупредительный, вежливый стиль езды;

— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;

— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;

— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;

— помощь другим водителям;

— ответственность за рядом сидящих пассажиров;

— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек
и т. д.

— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;

— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;

— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.

Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:

Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.

Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой - в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.

Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.

Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.

Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?

Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.

Лучше включить фары на час раньше, чем на минуту позже. Включай ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то точно повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.

Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.

При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.

При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.

При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.

При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.

Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.

Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.

Кроме того:

Не надо возмущаться по поводу каждой мелочи. Везде есть красные светофоры, медлительные пешеходы, плохие участки дороги, трактора и медленно ползущие фуры. Стоит принять это вроде неизбежного явления, как снег или дождь.

Как минимум глупо будет заводиться от хамства и, тем более, отвечать тем же. Дорожная необходимость уступить право движения пешеходу или водителю не должна у Вас поднимать у вас отрицательные эмоции.

Сдерживайте проявление бурных эмоций, если Вы темпераментный человек. Это пригодится Вам в общении с другими водителями, а в особенности, с сотрудниками ГАИ.

Не надо бросать мусор из окна, выбрасывать изношенные ненужные детали где зря и капать отработанным маслом, усложняя жизнь другим своей машиной.

Стоит оказать помощь на дороге другим попавшим в затруднение водителям. В будущем помогут при необходимости и Вам.

Если Вы пропустили пешеходов там, где у них есть преимущество движения, а они не решаются сдвинуться с места, - пригласи их идти понятным жестом.

Не забывайте поблагодарить за предупреждение о чем-то или за оказание преимущества движение простым поднятием руки или аварийкой.

Не надо настаивать, даже если Вы и правы. Просто уступите дорогу неопытному водителю или вездесущему дураку.

Грамотный и уверенный в себе водитель не будет нервничать понапрасну, потому что ведет себя и машину лучше других, соблюдая все ПДД и нормы этики.

Помните золотую заповедь: поступайте с другими участниками так, как хотите, чтобы они поступали с Вами .

Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.

Предметом изучения профессиональной этики юриста является профессиональная мораль.

Предмет, структура, цели и принципы юридической этики

Юридическая этика – вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения. А также это научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в данной области.

Итак, специфические нормы морали юриста не должны противоречить принципам и нормам общечеловеческой морали. Οʜᴎ лишь дополняют и конкретизируют их, учитывая условия деятельности юриста.

Задача юридической этики состоит в гуманизации морали юристов. Она ориентирует их на соблюдение нравственных требований, обеспечение справедливости, защиты прав, свобод, чести и достоинства граждан, а также личной чести и достоинства. Юридическая этика должна положительно влияет и на законодательство государства и правоприменение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, принципы юридической этики, в целом совпадают с принципами общей теории морали. Особое значение при этом придается принципу справедливости. Главная проблема в юридической деятельности – соотношение справедливости и законности. Иногда создаются такие ситуации, когда из-за несовершенства законодательства могут выноситься такие решения, которые формально соответствуют букве закона, но по сущности являются несправедливыми.

Уместно заметить, что слово ʼʼюстицияʼʼ в переводе с латыни озна­чает ʼʼсправедливостьʼʼ, то есть справедливость, прежде всœего, по отношению к человеку по принципу ʼʼвоздать каждому по его заслугамʼʼ. Этот принцип является определяющим во Всеобщей декларации прав человека, законодательстве современных демократических государств, Конституции России. Справедливость по содержанию часто считают тождественным правосудию, поскольку справедливое решение должно соответствовать не только букве, но и духу закона.

Профессиональная мораль юристов носит нормативный характер и вправевую основу , которая отражается в целях, принципах и средствах деятельности, представленных законодательными актами, регулирующими профессиональную деятельность юристов на базе норм этики, морали и нравственности, соответствующих международным правовым документам и внутригосударственным правовым актам.

Структура профессиональной этики включает общие моральные нормы и принципы, которые, однако, претерпевают в ней определœенные изменения, связанные со спецификой данного вида деятельности. Показательна в данном отношении структура юридической этики, которая включает три элемента:

1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;

2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;

3) особенности профессионально-нравственного сознания юристов.

Первые два элемента по существу составляют объективную сторону профессиональной этики юриста͵ а третий элемент – субъективную сторону.

Такое делœение, казалось бы, единого процесса позволяет разграничить цель и задачи юристов по отношению к своей деятельности, выявляя на этой базе также три элемента:

1) цель юридической деятельности;

2) средства, которые используются для достижения целœей;

3) результат юридической деятельности.

Как известно, целями и задачами деятельности юристов являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание правовой помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединœениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов, должна быть только законность и справедливость. Исходя из этого, цели и задачи юридической деятельности носят нормативный характер, предусматривает определœенную социальную программу, которая обязательно должна быть выполнена в процессе профессиональной деятельности. В случае если под целями профессиональной деятельности следует понимать то, на что эта деятельность направлена, то и под целями профессиональной этики следует понимать то, чему служит профессиональная этика.

Важнейшими принципами профессиональной морали юристов являются:

· гуманизм (любовь к людям, уважение их прав);

· законность (соблюдение и правильное применение законов);

· справедливость (соответствие правонарушения и ответственности).

Все эти принципы профессиональной морали юристов носят обязательный, нормативный характер.
Размещено на реф.рф
В этом отношении особенность профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определœенными. Профессиональная деятельность юриста предполагает детальную регламентацию всœех сторон его жизни.

2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики юристов носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов при всœей строгости должны быть не унижающими человеческое достоинство, справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушителям законности и антигуманности.

5. При общении профессиональных юристов с гражданами нередко происходит проникновение в подробности духовной и личной жизни, что требует индивидуального подхода к людям, наличия определœенной нравственной культуры и такта.

6. При применении права юристам крайне важно ко всœему подходить с точки зрения закона. Это означает, что юрист при применении права в максимальной степени должен обладать объективностью, должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций закона, нравственности и справедливости.

Из всœех этих особенностей складывается во всœей полноте профессиональная этика юриста͵ его нравственная культура в целом.

Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий." 2017, 2018.

Поделиться: