Изложение домашнее чтение. Напишите сжатое изложение Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно

Тренировочные упражнения с текстами для сжатого изложения

Способы подготовки к написанию сжатого изложения:

  • 1. Выделение микротем в тексте.
  • 2. Работа над абзацами.
  • 3. Выделение основной информации от второстепенной;
  • 4. Написание опорного конспекта (опорные слова);
  • 5. Составление плана сжатого изложения;
  • 6. Написание варианта сжатого изложения.

Тренировочные упражнения с текстами для сжатого изложения.

Работа с текстом: «Занятия детей в дворянской семье».

На основе текста и плана скажите, что составляло теплоту и интерес семейных отношений в доме Иртеньевых. (Способность ощущать внутреннюю связь с близкими, любовь к ним, душевность).

Сжатие текста : выделение существенного в нём, исключение дополнительной информации, обобщение однородных членов предложения.

  • -Обозначьте буквой С особенно важное в тексте, а дополнительную информацию заключите в скобки.
  • -При записи текста возможно изменение структуры предложения, перестановка слов и изменение их формы.

«Часу в одиннадцатом я обыкновенно приходил в гостиную, [ большей частью после чаю], когда уже дамы сидели за занятиями. Около первого окна, [с опущенной на солнце небеленой холстинной сторой, сквозь скважины которой яркое солнце кладёт на всё, что ни попадется, такие блестящие огненные кружки, что глазам больно смотреть на них], стоят пяльцы, [по белому полотну которых тихо гуляют мухи].За пяльцами сидит Мими , [беспрестанно сердито встряхивая головой и передвигаясь с места на место от солнца, которое, вдруг прорвавшись где-нибудь, проложит ей то там, то сям на лице или руке огненную полосу].[Сквозь другие три окна, с тенями рам, лежат цельные яркие четырехугольники;] на некрашеном полу гостиной, [на одном из них, по старой привычке,] лежит Милка и, [ насторожив уши, вглядывается в ходящих мух по светлому четырехугольнику]. Катенька вяжет или читает, [сидя на диване, и нетерпеливо отмахивается своими беленькими, кажущимися прозрачными в ярком свете ручками или, сморщившись, трясет головкой, чтобы выгнать забившуюся, в золотистые густые волоса бьющуюся там муху.] Любочка или ходит <...> по комнате, [ заложив за спину руки, дожидаясь того, чтобы пошли в сад,] или играет на фортепьяно какую-нибудь пьесу, [ которой я давно знаю каждую нотку.]Я сажусь, где-нибудь, слушаю эту музыку или чтение и дожидаюсь того, чтобы мне можно было самому сесть за фортепьяно.

После обеда я иногда удостоивал девочек ездить верхом с ними [(ходить гулять пешком я считал несообразным с моими годами и положением в свете)]. И наши прогулки, [в которых я провожу их по необыкновенным местам и оврагам,]бывают очень приятны. С нами случаются иногда приключения, в которых я себя показываю молодцом, и дамы хвалят мою езду и смелость и считаю меня своим покровителем.

Вечером, ежели гостей никого нет, после чаю, который мы пьём в тенистой галерее, и после прогулки с папа по хозяйству я ложусь на старое своё место, в вольтеровское кресло, и, слушая Катенькину или Любочкину музыку, читаю и вместе с тем мечтаю по-старому. Иногда, оставшись один в гостинной, когда Любочка играет какую-нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу, и [вглядываясь в растворенную дверь балкона, в кудрявые висячие высоких берез, на которых уже заходит вечерняя тень, и в чистое небо, на котором, как смотришь пристально, вдруг показывается как будто пыльное желтоватое пятнышко и снова исчезает, и, вслушиваясь в звуки музыки из залы, скрыпа ворот, бабьих голосов и возвращающегося стада на деревне,]я вдруг живо вспоминаю и Наталью Савишну, и maman, и Карла Иваныча, и мне на минуту становится грустно.

Но душа моя так полна в это время жизнью и надеждами, что воспоминание это только крылом касается меня и летит дальше».

План по исходному тексту.

  • 1. Часу в одиннадцатом.
  • 2. Дамы за занятиями:
    • а) за пяльцами Мими;
    • б) Катенька вяжет или читает;
    • в) Любочка ходит или играет на фортепьяно.
  • 3. Я слушаю музыку или читаю.
  • 4. После обеда ездим верхом.
  • 5. Вечером - чай, прогулка с папа, музыка, чтение, мечты.
  • 6. Живое воспоминание детства.
  • 7. «…Только крылом касается меня».

Вариант сжатого изложения.

Часу в одиннадцатом я обыкновенно приходил в гостиную. Когда дамы уже сидели за занятиями. Около первого окна стоят пяльцы. За пяльцами сидит Мими. На некрашеном полу гостиной лежит Милка. Катенька вяжет или читает. Любочка или ходит по комнате, или играет на фортепьяно какую- нибудь пьесу. Я сажусь где-нибудь, слушаю эту музыку или чтение и дожидаюсь того, чтобы мне можно было самому сесть за фортепьяно.

После обеда я иногда удостаивал девочек ездить верхом с ними.

И наши прогулки бывают очень приятны. Снами случаются иногда приключения, в которых себя показываю молодцом, и дамы хвалят мою езду и смелость и считают меня своим покровителем.

Вечером, ежели гостей никого нет, после чаю, который мы пьём в тенистой галерее, и после прогулки с папа по хозяйству я ложусь на старое своё место, в вольтеровское кресло, и, слушая Катенькину или Любочкину музыку, читаю и вместе с тем мечтаю по старому. Иногда, оставшись один, когда Любочка играет какую - нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу, и, вдруг живо вспоминаю и Наталью Савишну, маман, и Карла Иваныча, и мне на минуту становится грустно.

Но душа моя так полна в это время жизнью и надеждами, что воспоминание это только крылом касаются меня и летит дальше.

Работа с текстом: «Домашнее чтение».

Текст «Домашнее чтение» (совместная работа над вариантом сжатого изложения)

Домашнее чтение вслух сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю книги, что стоят у нас на полках, я могу мысленно разделить их на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находиться же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем иногда перед ним часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги - это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю- попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же такое в совместном чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за этим столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

  • 1. Домашнее чтение вслух сближает.
  • 2. Особая полка - полка с книгами для чтения вслух.
  • 3. Время для семейного чтения.
  • 4. « Попробуйте читать дома вслух».
  • 5. Радость общения для семейного чтения.
  • 6. « Попробуйте - вы не пожалеете».

Вариант сжатого изложения.

Домашнее чтение вслух сближает. Происходит обмен мыслями.

Когда я смотрю на книги, которые стоят в шкафу, я могу мысленно собрать их на особенную полку. На ней будут книги, прочитанные вместе вслух.

Где же найти время для совместного чтения? Если можно его выбрать для просмотра телевизионных программ, то можно уделить время и домашнему чтению.

Было же что-то такое в совместном чтении, если о нем с волнением вспоминают люди разных поколений.

Попробуйте, и я надеюсь, что вы не пожалеете об этом.

Работа с текстом: «Вечный маскарад».

Задание. Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Сформулируйте главную мысль каждого абзаца. Напишите план текста.

Текст «Вечный маскарад»

В русской живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, вена, зима - любимые темы русской пейзажной живописи. И главное в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя и поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза. Зимнее солнце, выглянувшее из-за зимних мрачных облаков. Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голыми ветвями, то с яркой живописной листвой. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий. В России особенно суровая зима и особенно жаркое лето, длинная, с богатыми красками весна, затяжная осень, в которой есть и самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. В России в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создаёт переливы красок, меняющиеся каждые пять минут. Бывают моменты, когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и черные, темный дни в декабре создают многообразную эмоциональную палитру. Характерная особенность русского пейзажа есть у Венецианова. Есть она и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась и в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени - черта, как бы соединяющая людей России с её пейзажами.

(По Д.С. Лихачеву)

Текст «Вечный маскарад». Работа над абзацами.

В русской живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, вена, зима - любимые темы русской пейзажной живописи. И главное в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя и поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза. Зимнее солнце, выглянувшее из-за зимних мрачных облаков.

Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голыми ветвями, то с яркой живописной листвой. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий.

В России особенно суровая зима и особенно жаркое лето, длинная, с богатыми красками весна, затяжная осень, в которой есть и самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

В России в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создаёт переливы красок, меняющиеся каждые пять минут. Бывают моменты, когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и черные, темный дни в декабре создают многообразную эмоциональную палитру.

Характерная особенность русского пейзажа есть у Венецианова. Есть она и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась и в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени - черта, как бы соединяющая людей России с её пейзажами.

(По Д.С. Лихачеву)

  • 1. Времена года - любимые темы русских живописцев.
  • 2. Всё в русской природе непостоянно.
  • 3. Особенности времён года в России.
  • 4. Разнообразная палитра красок на юге и севере страны.
  • 5. Российский пейзаж в картинах русских художников.

Вариант сжатого изложения.

В русской живописи многие произведения посвящены временам года.

Любимые темы художников - осень, весна, зима.

Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию: вид деревьев, воды, воздуха, дорог. Происходит вечная смена красок и линий.

В России суровая зима, жаркое лето, затяжная осень и богатая красками весна.

Различна эмоциональная палитра севера и юга России. В декабре мы наблюдаем белые ночи на севере и чёрные, тёмные дни на юге.

В картинах Левитана, Венецианова, Васильева отразились все особенности русского пейзажа.

Работа с текстом: «Историческое и культурное наследие страны».

Текст «Историческое и культурное наследие страны»

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, России, Кваренги, Захарова, Воронихена. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. Пусто там, где он стоял, пусто в душе. И-горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные примеры прошлого всегда связаны с определённой эпохой, с конкретными мастерами.

На земле остаётся всё меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово.

В приложении представлен примерный конспект урока по подготовке к сжатому изложению.

Выводы по главе 2

Путём тренировочных упражнений с текстами формирую у учащихся 9-х классов необходимые умения и навыки для написания сжатого изложения.

Начинаю работу с умения отделять главную информацию от второстепенной («Занятия детей в дворянской семье»). Затем в прочитанном учителем тексте на слух учимся определять микротемы («Домашнее чтение»). Работая с текстом «Вечный маскарад», закрепляем эти умения. Учащиеся делят текст на части, выделяют абзацы, определяют микротемы. В работе над каждым текстом составляется план и пишется вариант сжатого изложения. В работе с текстом «Историческое и культурное наследие страны» отрабатываем навык составления опорного конспекта и записи опорных слов.

На первых уроках по написанию сжатого изложения разбираются приёмы сжатия текста и приёмы языковой компрессии (исключение, обобщения, слияния). На заключительном уроке закрепляются все полученные навыки: выделение микротем и абзацев, составление плана, опорного конспекта, исключение второстепенной информации, запись сжатого изложения. Путём тренировочных упражнений с текстами формирую у учащихся 9-х классов необходимые умения и навыки для написания сжатого изложения.

влечѐт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и еѐ читают долго, она превращается в друга семьи, еѐ герои оживают и входят в наш дом.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору!
Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на еѐ
страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая еѐ теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Домашнее чтение вслух сближает. Когда вся семья вечером читает одну книгу, это влечет за собой обмен мыслями. Если книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои входят в наш дом.

Как же выбрать время, чтобы все члены семьи могли собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы смотреть телевизор! Разве мы не сидим перед ним часами, даже когда ничего интересного не показывают? Страница книги - огромный экран, который и не "снился" телевизору!

Когда книгу читает вслух кто-то из семьи, то, что происходит в ней, отражается на лицах всех, кто собрался. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая ее своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему и чем он теперь одаривает других.

Домашнее чтение очень сближает семью,ее мысли и чувства,а когда книга большая,то она превращается в её друга..

Иногда нам кажется что времени на чтение у нас нету,но при этом теливизор мы можем смотреть часами.Но ведь страница книги – это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору!

Когда книгу читают вслух,то у каждого человека усиливаются чувства и эмоция,погружаясь в этот мир с ног до головы. .

Тот кто прочитывает ее одаривает людей своей радость и эмоциями,отражая то что происходит в ее страницах на лицах людей..

С какими текстами и как можно работать
на уроке русского языка

Каждый учитель русского языка уже знает, что учить нужно не только правописанию и грамматике, но и чтению и пониманию прочитанного, умению рассуждать на заданную тему. Однако эффективность нашей работы во многом зависит от качества рассматриваемых текстов. Спорить о вкусах, наверное, не стоит, но практика показывает, что старшеклассники скептически относятся к тексту, если он очень далек от интересов учеников и содержит неприкрытый дидактизм, будь то призыв любоваться природой, предаваться созерцанию, как в демоверсии экзамена по русскому языку в 9-м классе 2007 г., или совет возродить семейное чтение вслух, как в первом варианте демоверсии 2008 года. Эмоциональная нагрузка оборачивается фальшью; к тому же для детей очевиден стилистический диссонанс между задушевностью текста и языком заданий к нему. (Вот образец такого задания.)

Какое значение имеет слово духовный в прочитанном тексте?

1) Связанный с умением правильно вести разговор, ориентируясь на душевное состояние собеседника;

2) покоряющий своей прелестью; обаятельный, очаровательный;

3) связанный с внутренним миром человека, его мироощущением, с проявлением его нравственных качеств;

4) проникнутый дружеским расположением; доброжелательный.

В качестве примера неудачного текста приведем тот, что был первоначально включен в демоверсию экзамена по русскому языку в 9-м классе; по нему предлагалось написать сжатое изложение.

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(250 слов)
(По С.Львову)

Мы поместили этот текст потому, что он типичен для части существующих методических пособий, а не потому, что хотели поспорить с авторами версии, – они и сами от него отказались, скорее всего увидели главный его недостаток, зафиксированный в Инструкции по проверке и оценке работы экзаменуемого:

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема
1 Домашнее чтение вслух сближает
2 Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читали вместе вслух
3 Если можно выбрать время для совместного просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения
4 Попробуйте читать вместе вслух
5 Все переживания при совместном чтении вслух усиливаются, возникает радость общения
6 Попробуйте читать вместе вслух – не пожалеете

Таблица свидетельствует: полностью совпадают микротемы абзацев 4 и 6, почти полностью – абзацев 1 и 5. Здесь нечего понимать, не над чем думать.

Поиски подходящих текстов, написанных внятно и при этом дающих пищу уму, – сложнейшая задача. Когда она решена, дело идет веселее.

Предлагаем два научно-популярных текста для комплексной работы в 9-, 10-м или 11-м классе.

ТЕКСТ 1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, исправьте орфографические ошибки.

От живших десятки ми_ионов лет назад дин_-завров и других позвоночных животных сохранились скелеты, от древних мо_юсков – раковины. Однако от предков современных бе_позвоночных не имевших какого либо скелета или твердой оболочки не осталось почти ничего. Как быть? Можно ли при таких обстоятельствах ответить на вопрос как произошли многоклеточные животные?

Когда ученые не могут наблюдать интересующие их проце_ы не посредственно в природе и в лаборатории_ это сделать то же невозможно у науки остается один метод – дедукция (от лат. deduction – «выведение»). Та самая дедукция, которую с не изменным успехом применял для раскрытия преступлений знаменитый Шерлок Холмс. Чтобы воспользова_ся этим методом, и_ледователю, как и следователю, необходимо иметь в своем ра_поряжени_ некоторые дост_верные факты и бе_порные утверждения (в математике их называют аксиомами).

В сложной истории возникновения многоклеточных животных твердо известны три вещи. Во первых у всех когда то существовал общий предок. Во вторых этот предок был одноклеточным. В третьих развитие от одноклеточных к многоклеточным организмам шло через промежуточные формы – колонии.

Теперь можно протянуть ниточку рассуждений от древнего одноклеточного предка через колонию к современному миру многоклеточных животных. Но сначала необходимо сформулировать вопросы на которые предст_ит найти ответ (любой научный поиск начинается име_о с этого). Чем многоклеточные животные отличаются от колоний одноклеточных организмов? Какими были одноклеточные и колониальные предки современных многоклеточных животных? Какие превращения должна была пережить колония, чтобы стать многоклеточным организмом? Какие причины вызвали именно такое развитие?

Казалось бы ответ на первый вопрос прост одноклеточный организм состоит из одной клетки, а многоклеточный – из многих. Но колония то же состоит из многих клеток. Можно добавить что в многоклеточном организме клетки различны по своему строению и играют разную роль. В прочем и в некоторых колониях наблюдае_ся подобное явление. Существенное отличие многоклеточного организма в другом разные его клетки объед_нены в устойчивые слои или ткани и каждый имеет определенную «профессию». У самых прим_тивных из известных многоклеточных есть лишь два типа тканей один отвечает за питание, другой – за движение. Однако самый пожалуй главный признак настоящего многоклеточного организма это единый проце_ обмена веществ.

(321 слово)
(По Д.Вильчеку)

Ученики восстанавливают правильное написание слов, расставляют знаки препинания, при этом повторяют множество пунктуационных правил, поскольку здесь есть сложные предложения всех видов, в том числе сложноподчиненное с однородными придаточными, вводные слова, обособленный и необособленные причастные обороты, тире между подлежащим и сказуемым и др. Можно повторить и виды односоставных предложений. Затем пора поговорить о содержании. Хотя текст взят из издания для детей, чтобы его понять, нужно приложить умственные усилия. Беседу начнем, когда ученики скажут, что достаточно времени вникали в текст и он им понятен.

Попросим их прочитать вслух два первых предложения. Не всегда удается сделать это правильно с первой попытки. На каком слове второго предложения нужно логическое ударение – предков, современных, беспозвоночных или каком-нибудь еще? Если понятен смысл противопоставления, выраженного с помощью противительного союза однако, правильное решение найдется: что-то значительное осталось от предков позвоночных, а также от моллюсков – беспозвоночных, но с твердой оболочкой, а вот от предков беспозвоночных, не имевших скелета или твердой оболочки, – почти ничего.

Спросим учеников, считают ли они текст законченным. Здесь существенно увидеть, на сколько вопросов, определяющих ход научного поиска, дан ответ. Хорошо, если они скажут, что только на один – первый. А сколько возможных ответов на этот первый вопрос рассматривается и сколько из них правильных? В тексте высказано четыре суждения. Первое из них ошибочно, это видно из того, как оно оформлено: оно предваряется вводным словом казалось бы, и за ним идет несомненное опровержение, открывающееся противительным союзом но . Второе суждение автор принимает, но с оговорками, оно верно, но недостаточно: за ним следует уточнение со словами впрочем, некоторых. Третье суждение сразу подается как безусловно истинное, в отличие от предыдущего; это ясно из слов существенное в другом. Отметим, что следующее за ним предложение содержит не возражение или уточнение, как в первых двух случаях, а пояснение. Однако есть в тексте и еще более важное суждение – четвертое, оно выделено словами самый главный и настоящего; правда, категоричность такой оценки смягчена вводным словом пожалуй. (Читатель и здесь ждет разъяснений – и того, что такое обмен веществ, и, главное, того, почему это отличие многоклеточного организма от колонии существеннее всех остальных; такие разъяснения действительно есть в оригинале, но они отброшены нами из понятных соображений.)

Получается, что четыре возможных ответа на вопрос о том, чем отличаются многоклеточные организмы от колоний, расположены в тексте по принципу градации – нарастания признаков: от кажущегося очевидным, но ошибочного через частично верный, но недостаточный к существенному и, наконец, самому главному.

На этом примере можно показать ученикам, как важно при рассуждении заранее оценить возможные аргументы и продумать порядок их предъявления, – таким образом автор выражает свою собственную позицию.

В качестве тренировки предложим составить связный текст об отличиях стихов от прозы, включив в него такие суждения: 1) в стихах, в отличие от прозы, есть рифма; 2) в стихах выражено сильное чувство, а проза более сухая и спокойная; 3) стихи записывают специальными отрезками – стихотворными строчками, а прозу – сплошным текстом.

Или пусть ученики сами напишут по уже обсужденным правилам мини-сочинение на тему «Зачем нужны каникулы», «Почему поезд – более удобный вид транспорта, чем самолет (или наоборот)» и т.п.

Если навык обдуманного расположения суждений будет выработан, это неизбежно скажется на качестве сочинений по литературе.

ТЕКСТ 2

Расставьте недостающие знаки препинания.

Если первый период жизни Вольтера можно считать временем когда формируется его литературный дар то в Англии Вольтер становится мыслителем. Проведя здесь три года (1726–1729) и постоянно сравнивая Англию и Францию он все больше убеждается в преимуществах британской государственной системы. Во-первых экономика Англии была более здоровой поскольку развивались торговля и мануфактура а налоги платили все граждане, независимо от их сословной принадлежности. Младшие сыновья пэров не считали зазорным для себя идти в торговлю, благодаря чему экономика все более оздоровлялась. Во-вторых власть короля была ограничена парламентом который не позволял развиваться деспотизму и произволу. По-видимому именно в Англии Вольтер начинает задумываться о роли государя в жизни нации; Англия преподает ему в этом замечательный урок. Наконец Вольтеру чрезвычайно импонирует английская государственная веротерпимость – после революций 1648 и 1688 гг. протестанты-кальвинисты укрепились у власти; в Англии существует множество сект, которые относятся друг к другу очень терпимо. Веротерпимость для Вольтера – одна из самых важных гражданских добродетелей.

В Англии наконец Вольтер наблюдает рост авторитета науки. Если во Франции каждое научное открытие встречает в штыки главный теологический центр – Сорбонна, то в Англии ученые – весьма уважаемые люди. С удивлением Вольтер наблюдает как гроб умершего в 1727 г. Ньютона несут на своих плечах в Вестминстерское аббатство шесть герцогов и шесть графов как воздвигается памятник ученому прославившему свое отечество. Он изумляется тому что историю английской Академии наук – Лондонского королевского общества созданного в 1662 г., – пишет епископ Р.Бентли. Союз науки и религии – вещь, совершенно немыслимая во Франции, – здесь вполне в порядке вещей. Как известно просветители возлагали свои надежды на прогресс науки поэтому для Вольтера почитание науки в Альбионе – очень значимое дело.

Свои впечатления и мысли родившиеся в Англии Вольтер изложил в «Английских письмах» позже названных «Философскими письмами». Написаны они были через несколько лет по возвращении во Францию. Французский парламент осудил их на сожжение за __________.

292 слова)
(По Т.Длугач)

Когда расставлены и обсуждены знаки препинания, спросим учеников, все ли слова им знакомы (если нет, с помощью словаря выясним, что значит импонировать, кальвинисты, пэр ) и есть ли у них предложения по улучшению этого в целом понятного и хорошего, но недостаточно отредактированного текста. Можно построить обсуждение и по-другому – спросив, сколько основных отличий Англии от Франции названо. Мнения могут разделиться – и именно из-за неверного использования вводных слов: здесь два наконец, что означает «последнее в перечне». Вместо первого из них уместно будет поставить в-третьих или кроме того.

Возможно, ученики заметят и другой дефект – немотивированные повторы. Правда, практика показывает, что первым бросается в глаза повтор вполне оправданный – шесть герцогов и шесть графов. Не стоит считать речевой ошибкой и подвергать правке повтор слов Англия и наука , поскольку они здесь обозначают ключевые понятия и существуют на правах терминов, которые в научных текстах, чтобы не затруднять понимание, не положено заменять местоимениями или синонимами.

Но если продолжить поиски, рано или поздно обнаруживаются настоящие ошибки. В двух последних предложениях первого абзаца есть слова веротерпимость, терпимо, веротерпимость. Веротерпимость – термин, его надо сохранить, а обстоятельство терпимо заменим на миролюбиво, без вражды; возможна и такая перестройка: …которые не враждуют между собой.

Необходимо исправить предложение Союз науки и религии – вещь, совершенно немыслимая во Франции, – здесь вполне в порядке вещей. Подойдет, например, такой вариант: Союз науки и религии, совершенно немыслимый во Франции, здесь вполне в порядке вещей. Нельзя также оставить без правки повтор слова наблюдает во втором абзаце, тем более что употреблено это слово в разных значениях. В первом предложении ученики без труда заменят его на видит, замечает и т.п.

Редактирование почти закончено, остается дописать последнее предложение. Возможны разные варианты, но они должны соответствовать смыслу текста. В оригинале он завершался словами неуважение к королевской власти, церкви, нравам и обычаям государства .

Текст можно использовать для обучения сжатому изложению.

Скептическое методическое отступление. Но сначала нужно условиться, что считать сжатым изложением и чем оно отличается от тезисов и конспектов. Это тем более важно, что с 2008 года девятиклассники должны будут выполнять этот вид работы на экзамене, причем из Критериев оценки следует, что ученик теряет баллы и за то, что не владеет приемами сжатия текста, и за то, что упустил важный содержательный элемент. С приемами все более или менее ясно, основных два: пропуск того, что можно признать не важным, и обобщение (вместо «Я увидел на лугу голубые колокольчики, желтые одуванчики, белые ромашки» пишем «Луг пестрел цветами»). Но ведь бывают разные степени сокращения. Что можно признать не важным? Наверное, при значительном сокращении рассуждения – все доказательства и примеры. А как поступать при менее значительном – все примеры оставить, но сказать о них покороче или выбрать один, а остальными пожертвовать? Никаких правил такого рода нам не известно, но количественные ориентиры есть. Авторы демоверсии экзамена по русскому языку в 9-м классе считают, что усердствовать не надо: если в тексте-основе 250 слов, в ученической работе должно быть не меньше 90, значит, 100 – даже лучше. Получается, что сокращать надо примерно в 2,5 раза независимо от качества текста. Вероятно, это требование продиктовано необходимостью оценить грамотность ученика, но оно идет вразрез с логикой работы. Текст из демоверсии, приведенный в начале статьи, естественно сократить так: «Домашнее чтение вслух очень сближает. Книги, прочитанные таким образом, оказываются среди самых любимых и лучше запоминаются. А время для совместного чтения можно найти, достаточно предпочесть книгу телевизору». Но в таком тексте всего 27 слов!

Тогда попробуем по-другому: исключим то, что не имеет прямого отношения к теме (первое предложение 2-го абзаца, два последних предложения третьего), то, что безусловно повторяется, и то, чего вообще нельзя воспроизвести на нормальном языке (в нашем случае это два последних абзаца).

Получится примерно так.

Домашнее чтение вслух очень сближает. Оно влечет за собой обмен мыслями. Если книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи.

Я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Попробуйте читать дома вместе вслух. Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Попали – 92 слова! Но это на грани дозволенного. Учтем, что текст-основа был у нас перед глазами, а на экзамене его надо будет воспринять на слух, в таких условиях письменный пересказ, даже не сжатый, и так неизбежно окажется по объему меньше, чем исходный текст. Может, надо проверить экспериментально, как количественно соотносятся тексты основной и пересказанный, и успокоиться на этом?

Но дело в том, что умение сжимать текст нужно нашим ученикам не столько для экзамена, сколько для жизни. И пока не разработаны обоснованные и внятные требования к экзаменационной работе, будем руководствоваться общей логикой и здравым смыслом.

Условимся, что сжатое изложение рассуждения должно содержать все основные тезисы и пояснения к ним (конкретизацию тезисов), а примеры из него нужно исключить. При этом текст должен оставаться связным. Пусть ученики определят основную проблему текста (Что понял Вольтер, наблюдая за жизнью в Англии?), его главную мысль (Вольтер увидел, что британская государственная система лучше французской), основные тезисы (В Англии 1) экономика эффективнее; 2) парламент ограничивает короля и препятствует деспотизму; 3) утвердилась веротерпимость; 4) наука пользуется уважением). Какие из этих тезисов поясняются в тексте? Раскрываются причины расцвета экономики, поясняется, в чем проявляется веротерпимость; тезис о науке конкретизируется так: во-первых, в Англии на государственном уровне уважают ученых, во-вторых, церковь не борется с наукой, а является ее союзницей.

Вот как может выглядеть основная часть сжатого изложения.

Сравнивая Англию и Францию, Вольтер убеждается в преимуществах британской государственной системы. Во-первых, экономика Англии была более здоровой: развивались торговля и мануфактура, налоги платили все граждане, независимо от их сословной принадлежности, и торговля не считалась недостойным делом для дворян. Во-вторых, парламент ограничивал власть короля и не допускал произвола. В-третьих, Вольтеру очень нравится английская государственная веротерпимость – протестанты-кальвинисты укрепились у власти; многочисленные секты относятся друг к другу миролюбиво. В Англии, наконец, Вольтер наблюдает рост авторитета науки. Ученые – весьма уважаемые люди. Союз науки и религии здесь вполне в порядке вещей.

(86 слов)

Остается написать заключение о том, как мысли Вольтера были встречены на родине.

Вернувшись во Францию, Вольтер изложил свои размышления в «Философских письмах»; французский парламент увидел в них неуважение к королю и церкви и приговорил книгу к сожжению.

(25 слов)

Как мы видим, в тексте, сжатом примерно втрое, сохранилось главное содержание. При этом у учителя остается надежда, что оно сохранится и в сознании учеников (по крайней мере части учеников), что тоже представляется весьма полезным.

Н.ШАПИРО,
г. Москва

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами. (1) Домашнее чтение вслух очень сближает. (2) Когда все семья вместе несколько вечеров подряд читает книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3) Если эта книга большая, и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4) Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собирается за столом. (5) Все чувства усиливаются и обостряются. (6) Как же выбрать время, чтобы вся семья могла собраться за столом? (7) Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор. (8) Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору. 21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер. 1) Чтение вслух влияют на чувства слушающих. 2) Чтение вслух сближает членов семьи. 3) Зачем читать книгу, лучше в это время посмотреть телевизор. 4) Когда все члены семьи читают о дну книгу, появляется повод для обмена мыслями. 22. Из предложений 3,4 выпишите наречие времени. 23. Сколько грамматических основ в предложении 3? Свой ответ запишите цифрой. 24. Из предложения 4 выпишите глагол II спряжения. 25. Напишите какой частью речи является слово КТО-НИБУДЬ (предложение 4). 26. Сколько звуков в слове СЕМЬЯ? Свой ответ запишите цифрой. 27. К какому стилю относится данный текст?

Урок «Теория и практика написания сжатого изложения (конспект урока для 9 класса)

Цели:

    продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку - сжатому изложению;

    обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;

    развивать правильную монологическую и диалогическую устную речь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, наш сегодняшний урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в форме ГИА. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Для этого вспомним, что такое рассуждение, какие есть способы сжатия текста. Также продолжим работу по развитию связной, гграмотной, красивой речи.

II. Введение в тему.

Обратим внимание на формулировку задания в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту?

Правильно,сжатое!

III. Изучение нового.

: Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Итак, для того чтобы написать сжатое изложение, необходимо знать, какими способами можно сжать текст.

Известны три способа сжатия текста . Какие?

    исключение,

    обобщение,

    упрощение.

Что вам известно об этих способах?

(учащиеся отвечают)

А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно.

СМ. приложение(распечатано и роздано каждому обучающемуся)

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности , так и в комплексе.

IV. Закрепление.

А теперь применим полученные знания на практике. Перед вами текст.

Ваша задача - сжать данный текст, при этом постарайтесь использовать все приемы сжатия.

Но для начала проведем следующую работу:

Определите стиль текста, тип речи.

О чем этот текст? Какова его тема

Сформулируйте основную мысль текста.

Прочитайте текст, определите в нем количество микротем

Чтобы правильно выделить микротемы, на что надо обращать внимание при прослушивании текста?

Выделив микротемы, составим план текста.

Что важно уметь делать при составлении плана?(уметь находить, выделять ключевые слова

Итак, сейчас вы будете работать над сжатием данного текста

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Для того, чтобы вам было легче, предлагаю вам воспользоваться памяткой

(после проверяем выполненное задание, обсуждаем все ошибки)

V. Итоги урока

С какими трудностями в написании сжатого изложения вам помогла справиться наша сегодняшняя работа?

Приложение.

Основные приёмы сжатия текста

1. Исключение. Исключение повторов .

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

Исключение одного или нескольких из синонимов. \

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.

Такие «знатоки»,разумеется , ничему не удивляются, а следовательно , и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению , люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

Исключение однородных членов при обобщающем слове.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образавании- короче,в любых областях человеческого знания и деятельности.

Исключение одного или нескольких предложений.

Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная.Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

2. Обобщение.

Замена однородных членов обобщающим наименованием.

никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Замена прямой речи косвенной.

«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы» , – ответила горничная на вопрос великой балерины.

Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением .

ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны.

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны.

3. Упрощение.

Слияние нескольких предложений в одно .

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями.

Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Замена предложения или его части указательным местоимением .

Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.

Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

Автомодели,к оторые снабжены

Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;

Когда анализируешь события Когда говоришь о том

Анализируя события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том , что есть и будет, не забывай о том, что было.

Поделиться: